предыдущая главасодержаниеследующая глава

Вчера и сегодня

Антарктида стала известна человечеству намного позднее других материков. Уже давно были открыты Америка и Австралия, а о материке, лежащем у Южно­го полюса, еще никто не знал. Но даже после его от­крытия в 1820 году русскими мореплавателями Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым долгое время было совершенно неясно, какую пользу можно будет извлечь из нового континента.

Далекая ледяная земля была со всех сторон окру­жена бурным ледовым океаном. В век парусного флота только отчаянные люди решались на плавание в высокие широты южного полушария. Чаще всего это были отважные тюленебои - они охотились за ценным морским зверем на субантарктических островах. Путь дальше на юг преграждали льды и айсберги.

После первого знакомства с закованным в лед ма­териком дальнейшее исследование его представлялось многим экономически неоправданным и бесперспектив­ным. Однако развитие наук, изучающих Землю, было бы однобоким без сведений о целом континенте, рас­положенном у Южного полюса. Научный прогресс не­мыслим без познания все новых и новых тайн природы, без проникновения в неизведанное, будь то космос, глубины океана, Антарктида. Поэтому отнюдь не слу­чайно стремление ученых-энтузиастов охватить иссле­дованиями неизученные, труднодоступные области зем­ного шара. Но для успеха любого предприятия нужны соответствующие экономические и технические возмож­ности. Человечество давно мечтало о космических по­летах, о высадке на другие планеты, однако осуществить это удалось только в наше время. Так и Антарктида долго ждала своего часа.

Работы на материке, его непосредственное научное изучение началось фактически только в XX веке. Пер­вые зимовочные экспедиции на ледяной континент столкнулись с огромными трудностями и лишениями. Имена Роберта Скотта, Руала Амундсена, Карстена Борхгревинка, Эрнста Шеклтона, Дугласа Моусона и других первопроходцев Антарктиды составили славную страницу в ее изучении. Сейчас этот период принадле­жит уже истории. От него остались только отдельные памятные реликвии, подобно знаменитому полярному судну «Фрам», на котором плавал в Антарктиду Амунд­сен, или полуразрушившемуся домику экспедиции Скот­та на берегу пролива Мак-Мердо. Сохранились уни­кальные фотографии, снимки экспедиции Амундсена и Скотта на Южном полюсе и, конечно, дневники иссле­дователей (Если читатель заинтересуется изучением южно-полярного материка специально, то рекомендуем ему познакомиться с книгой А. Ф. Трешникова «История открытия и исследования Антаркти­ды» (М., Издательство географической литературы, 1963)).

Книги о первых антарктических экспедициях стали классическими произведениями литературы о полярных странах. Ими зачитываются все мечтающие о путеше­ствиях и открытиях. Кто, к примеру, не читал «Послед­ний дневник капитана Скотта»? «Бороться и искать, найти и не сдаваться» - слова, высеченные на кресте, воздвигнутом в память Скотта и его товарищей, можно по праву отнести к духовному настрою первоисследователей Антарктиды.

В наше время на смену одиночкам пришли объеди­ненные целенаправленные усилия ученых многих стран. В Антарктиде ежегодно работают крупные, хорошо оснащенные экспедиции, насчитывающие сотни, а порой и тысячи различных специалистов. Исследования ведут­ся с помощью современных ледоколов, вездеходов, са­молетов и вертолетов. Все это, конечно, коренным об­разом изменило масштабы и характер антарктических исследований.

Не означает ли это, что в Антарктиде теперь стало работать намного проще?

Нет, ледяной континент по-прежнему остался суро­вым и труднодоступным, таящим опасность для непод­готовленных и легкомысленных. Конечно, человек, во­оруженный новейшей техникой, стал намного сильнее, но неизмеримо возросла и сложность научных задач, которые ставят перед собой ученые.

Круглогодичные исследования в центральных рай­онах материка на советской станции Восток - полю­се холода Земли, где температура воздуха падает зи­мой до минус 88 градусов, - были бы немыслимы в начале нашего века, а сейчас это уже будни современ­ной Антарктиды. Будни, но на редкость суровые! По свидетельству врачей, зимовавших на этой станции, особенно опасна работа на открытом воздухе при тем­пературе ниже 82-85 градусов. Почти тотчас, стоит выйти из домика, появляется чувство сильной сухости во рту, слабость, резкое усиление одышки, обильное слезотечение, иногда боли в глазных яблоках, чувство саднения в груди. Предельным грузом, который может нести один человек, является вес в 20-25 килограм­мов. Очень тяжело приходится зимовщикам Востока сразу же после прилета на станцию, ведь надо привыкать не только к низким температурам, но и к по­ниженному давлению - высота 3420 метров. В период акклиматизации обычны сердечные и головные боли, носовые кровотечения, тошнота, рвота, боли под ло­жечкой, тягостные расстройства сна.

Можно ли после этого утверждать, что сейчас в Антарктиде стало работать намного легче? Очевидно, нет. Просто на каждом новом этапе освоения этого ма­терика исследователей его ждут свои трудности, риск и опасности.

предыдущая главасодержаниеследующая глава
на главную страницу сайта
Hosted by uCoz