предыдущая главасодержаниеследующая глава

РАБОТЫ В ТИХОМ ОКЕАНЕ

До недавнего времени полагали, что жизнь невозможна в глубинах океана, где с огромной силой давит вода. А теперь установлено, что и на дне океана, приспособившись, живут разные породы существ. Как видите, жизнь существует в таких условиях, при которых она казалась раньше невозможной.

В. И. ЛЕНИН

Тихий, или Великий, океан является наибольшим по площади 1 и глубине из всех океанов нашей планеты. Площадь этого океана вместе с прилегающими к нему морями 179679 тыс. км2, что равняется половине площади всего Мирового океана и превосходит 1/3 поверхности земного шара. Средняя глубина Тихого океана 4028 м.

В истории исследований Тихого океана и морей Дальнего Востока известно немало русских экспедиций. Так, в начале XVIII века, в 1716 году, была снаряжена крупная экспедиция под названием Большого Камчатского наряда, в 1728 и 1741 годах состоялись экспедиции В. И. Беринга и А. И. Чирикова

В начале XIX века, в 1804 - 1806 годах, на судах «Надежда» и «Нева» совершили первое кругосветное плавание И Ф Крузенштерн и Ю. В. Лисянский. В 1815 - 1818 годах состоялась экспедиция О. Е. Коцебу на судне «Рюрик», в 1819 - 1821 годах - экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на судах «Восток» и «Мирный», в 1823 - 1826 годах - экспедиция О Е. Коцебу и Э. X. Ленца на судне «Предприятие» и, наконец, знаменитое плавание адмирала С. О. Макарова на корвете «Витязь» в 1886 - 1889 годах.

Материалы, полученные экспедициями наших соотечественников, не потеряли и до настоящего времени своей научной ценности. Например первая кругосветная экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю. В. Лисянского, занимаясь изучением гидрологического режима вод Тихого океана, впервые произвела глубоководные наблюдения. Широко известен и крупный научный труд адмирала Макарова «„Витязь" и Тихий океан», составленный по обширным материалам океанографических исследований и содержащий первые сведения по гидрологии вод Тихого океана. Этот труд, получивший высокую оценку научной общественности, был удостоен премии Российской Академии наук и золотой медали Русского географического общества.

В конце XIX - начале XX века для исследования Камчатки, Курильских островов и дальневосточных морей были снаряжены экспедиции В. К. Бражникова (1899 - 1902 годы), П. Ю. Шмидта (1900 - 1901 годы) и В. К. Солдатова (1907 - 1913 годы). В начале XX века некоторые океанографические и гидрографические работы на морях Дальнего Востока выполнила Гидрографическая экспедиция Восточного океана, входившая в состав Гидрографической службы на Дальнем Востоке, которая в 1923 году стала называться Управлением по обеспечению безопасности кораблевождения на Дальнем Востоке (Убеко ДВ).

Начальником Гидрографической экспедиции Восточного океана был прославленный гидрограф Б. В. Давыдов, посвятивший многие годы съемке дальневосточных морей у необследованных берегов. На основе работ Гидрографической экспедиции Восточного океана были составлены лоции морей Дальнего Востока, из которых наиболее широкую известность получила лоция «Охотское море и восточный берег Камчатки с островом Карагинским включительно», написанная Б. В. Давыдовым и изданная только в 1923 году в Владивостоке.

Высокое морское мастерство и разносторонние знания русских мореплавателей нашли свое выражение в широко поставленных научных гидрографических и океанографических исследованиях, выполнявшихся во время экспедиций как в морях Дальнего Востока и в Тихом океане, так и в других районах Мирового океана. Крупным вкладом в отечественную и мировую науку явилось открытие русскими моряками западного тихоокеанского побережья Северной Америки, неизвестной части Новой Гвинеи, многочисленных островов в Тихом океане, а также исследование вод восточных морей и Тихого океана. По своей точности и научной обоснованности средства и методы исследований русских гидрографов и океанографов были значительно выше, чем в других странах. И все же, несмотря на лучшие традиции дореволюционной русской гидрографии и океанографии, экспедиции по изучению морей, омывающих нашу страну, носили эпизодический характер и поэтому не могли охватить исследованиями все процессы, происходящие в водной толще.

В 1925 году Государственный гидрологический институт (ГГИ) получил задание от Госплана СССР - составить по всем водным объектам Советского Дальнего Востока гидрологические справочники и кадастры. В связи с этим ГГИ приступил к систематическим гидрологическим наблюдениям на реках и озерах Дальнего Востока.

В этом же году широким фронтом развернулись планомерные работы по гидрологическому изучению и картографированию морей Дальнего Востока, по обеспечению навигационным оборудованием и освоению новых технических средств кораблевождения и методов их использования.

Летом 1924 года Убеко ДВ возобновило гидрографические работы, прерванные гражданской войной. В этом же году осенью Убеко ДВ в заливе Петра Великого под руководством Л. Л. Демина выполнило первые гидрологические разрезы, па которых в дальнейшем производились сезонные наблюдения. Весной 1926 года гидрографические и гидрологические работы на тех же разрезах были повторены, а летом и осенью они несколько раз производились со сторожевого корабля «Боровский» по параллелям уже через все Японское море.

В 1925 году морской, гидробиологический и гидрохимический отделы ГГИ приступили к широко поставленным комплексным исследованиям морей и других крупных водных объектов на Дальнем Востоке. В 6 км от Владивостока, на полуострове Басаргин, на средства организации «Дальрыба» под руководством профессора К. М. Дерюгина открылась Тихоокеанская научно-промысловая станция при Дальневосточном управлении рыбоводством. Позднее эта станция превратилась в Тихоокеанский институт рыбного хозяйства (ТИРХ).

Главными задачами станции являлось восстановление и рационализирование дальневосточного рыбного хозяйства на базе современных научных гидрологических, гидробиологических и промысловых достижений и всестороннее изучение морских и пресных водоемов с целью планомерного и рационального использования их природных запасов. В этом же 1925 году Тихоокеанской научной-промысловой станцией были начаты планомерные стационарные исследования залива Петра Великого. Постепенно эти исследования распространились на районы Японского, Охотского и Берингова морей. В 1926 году ГГИ снарядил научно-исследовательские отряды для изучения прибрежных районов Японского моря, а в 1928 году такие отряды уже работали на побережьях Охотского, Берингова и Чукотского морей. Районы Японского моря исследовались отрядом, возглавляемым Н. И. Тарасовым, а прибрежные воды Охотского, Берингова и Чукотского морей - под руководством П. В. Ушакова.

В 1928 году на Дальнем Востоке был создан Дальневосточный научно-исследовательский геофизический институт (Дальгеофизин). В этом же году институт на побережьях и в открытых районах морей развернул первые геофизические и геологические исследования. Созданная Академией наук СССР и Гидрографическим управлением Военно-Морского Флота океанографическая экспедиция под руководством Л. Ф. Рудовица в 1928 году провела широкие гидрологические исследования северной части Японского моря, от параллели мыса Поворотный до Амурского лимана. Осенью эти работы под руководством Л. А. Демина были продолжены на сторожевом корабле «Красный вымпел».

В следующем, 1929 году для производства работ по морской съемке Берингова моря была организована Гидрографическая экспедиция Убеко ДВ. Начальником этой экспедиции снова был назначен Демин. Во время перехода из Владивостока в Петропавловск-Камчатский Гидрографическая экспедиция выполнила в Охотском море гидрологические и метеорологические наблюдения, которые явились здесь первыми советскими океанографическими исследованиями.

Работы по морской съемке Берингова моря, начатые в 1929 году Гидрографической экспедицией Убеко ДВ, продолжались в последующие годы Отдельным гидрографическим отрядом ДВ. По результатам работ 1929 - 1933 годов изданы многочисленные морские карты и лоции. Задача русских исследователей морей Дальнего Востока была успешно решена советскими гидрографами: к 1933 году все северо-восточные берега Азии были полностью описаны и правильно нанесены на карты.

Весной 1934 года Отдельный гидрографический отряд ДВ был преобразован в Гидрографическую экспедицию Тихого океана, которая приступила ко второму этапу исследований морей Дальнего Востока - систематическим гидрографическим работам.

Кроме обширных гидрографических работ, в морях Дальнего Востока в начале 30-х годов, а именно с 1932 года, развернулись большие гидрологические и биологические научные исследования. В конце 1931 года Государственный гидрологический институт и Тихоокеанский институт рыбного хозяйства, объединив все исследовательские отряды, изучающие воды морей Дальнего Востока, организовали большую научно-исследовательскую Тихоокеанскую экспедицию. Гидрологические и биологические наблюдения с обработкой всех получаемых материалов должны были выполняться Гидрологическим институтом, а ихтиологические и научно-промысловые - Тихоокеанским.

В 1932 году работы Тихоокеанской экспедиции совпали с началом Второго международного полярного года. Проведение этого мероприятия сыграло огромную роль в исследованиях морей Дальнего Востока, в частности Чукотского моря. В программу Второго международного полярного года были включены исследования обширных акваторий этого моря.

Тихоокеанская экспедиция, возглавляемая профессором К. М. Дерюгиным, в 1932 - 1933 годах выполнила исключительно большой объем исследований морей Дальнего Востока. В результате работ этой экспедиции был получен, как писал К. М. Дерюгин, «громадный гидрологический и биологический материал, который впервые даст возможность развернуть картину гидрологического режима и жизни дальневосточных морей. Достаточно указать, что приходится существенно изменить наши прежние представления о рельефе дна этих морей, об их тепловом и газовом балансе, о течениях и т. п.».

Экспедиционное судно «Росинант»
Экспедиционное судно «Росинант»

Экспедиция состояла из трех партий: Беринговоморской, работавшей под руководством Г. Е. Ратманова в 1932 году на рыболовном траулере «Дальневосточник», а в 1933 году на траулере «Красноармеец», Охотоморской, возглавляемой П. В. Ушаковым, на рыболовном траулере «Гагара», и Япономорской, начальником которой был Н. И. Тарасов. Последняя партия проводила исследования на парусно-моторной шхуне «Росинант» и траулерах «Аскольд» и «Блюхер».

Проведенные в течение двух лет одновременно несколькими судами по единому плану комплексные исследования морей Дальнего Востока явились не только знаменательным событием в советских научных исследованиях раннего периода, но и имели огромное значение для океанографических экспедиций других стран, так как подобные исследования проводились впервые и в результате их был получен материал, который по-новому осветил разнообразные процессы, происходящие в водной толще, и установил их основные закономерности.

Работы Тихоокеанской экспедиции дали много ценного материала не только для познания природы дальневосточных вод, но и для развития рыбного хозяйства. С помощью этого материала были определены циркуляция вод и тепловой баланс, с которыми связаны миграция многих промысловых рыб и количественный учет донных обитателей и планктона, а также выявлены пищевые запасы рыбных пастбищ, рельеф дна и характер донных отложений.

В 1935 году Дальневосточный геофизический институт был преобразован в Управление гидрометеорологической службы восточных морей, которое продолжило систематические научно-исследовательские работы в заливе Петра Великого и Японском море на шхуне «Росинант». Особенно следует отметить пять важных океанографических съемок, выполненных в 1936 году под руководством Н. А. Белинского.

В 1934 - 1936 годах экспедициями морского отдела ГГИ были осуществлены большие исследовательские работы в Чукотском море. Работами, проводившимися с ледокола «Красин», руководил Г. Е. Ратманов. В последующие годы, до начала Великой Отечественной войны, изучение морей Дальнего Востока проходило в широких масштабах, каких не знали за рубежом - ни в США, ни в Японии. Великая Отечественная война нарушила планомерный ритм исследования дальневосточных морей. После войны были возобновлены научные исследования, связанные с решением различных народнохозяйственных задач. С каждым годом масштабы работ становились все более значительными, постепенно принимая планомерный комплексный характер. Интенсивному развитию научных исследований дальневосточных морей способствовал рост советского флота. Корабли науки, охватывая наблюдениями все большие водные пространства морей, омывающих нашу Родину, стали выполнять комплексные исследования на его далеких просторах.

В 1948 году вступило в строй крупнейшее научно-исследовательское судно «Витязь». Идея В. И. Ленина - создать прекрасно оборудованный корабль-лабораторию - нашла свое воплощение в «Витязе», потомке и тезке двух русских корветов, хорошо известных в истории отечественной океанографии.

Первый «Витязь» - винтовой корзет, на котором в 1870 - 1871 годах совершил плавание этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай; второй «Витязь» - парусно-паровой корвет - знаменит тем, что им командовал выдающийся мореплаватель и ученый С. О. Макаров. Во время кругосветного путешествия на корвете «Витязь» в 1886 - 1889 годах адмирал Макаров впервые подробно описал режим вод Тихого океана. Флагман советского тихоокеанского научно-исследовательского флота «Витязь» - одновинтовое, двухпалубное судно с полубаком, средней надстройкой и кормовой рубкой. Оно имеет длину 109,44 м, ширину - 14,56 м, водоизмещение - 5710 тонн, автономность его плавания 18500 миль, скорость хода 14 узлов. Прекрасно оборудованный всеми необходимыми палубными установками для комплексных исследований вод Мирового океана «Витязь» с его 18 научными лабораториями представляет собой плавучий научно-исследовательский институт. Экипаж судна и научно-технический персонал составляют 136 человек, «Витязь» - первое советское экспедиционное судно, которое может стоять на глубоководном якоре, производить траление, брать пробы воды и образцы грунта на глубинах более 11 000 м.

Сделав пробный рейс на Черном море, экспедиционное судно «Витязь» в 1949 году прибыло на Дальний Восток и сразу же приступило к широкому и всестороннему изучению Японского, Охотского и Берингова морей, а также к изучению прилегающих к этим морям вод открытых районов северозападной части Тихого океана. Комплексные исследовательские работы в Тихом океане стали проводиться на огромных его пространствах во все сезоны года.

В экспедициях на «Витязе», организованных Институтом океанологии АН СССР, приняли участие 43 ведомства и учреждения. Из этих ведомств и учреждений в первую очередь следует выделить Дальневосточный научно-исследовательский гидрометеорологический институт, созданный в 1950 году, Приморское управление гидрометслужбы, Тихоокеанский институт рыбного хозяйства и океанографии и Гидрографическое управление ВМФ.

Одним из примеров такого весьма плодотворного сотрудничества является организованная в 1952 году Междуведомственная дальневосточная экспедиция по изучению основных проливов между Курильскими островами. Эта экспедиция под руководством профессора В. В. Тимонова произвела инструментальные наблюдения над течениями в одном из курильских проливов одновременно с четырех экспедиционных судов - «Витязь», «Пластун», «Гидролог» и «Дальневосточник». Последние два судна являются средними рыболовными траулерами (лог-герами). После переоборудования они становятся, как показал опыт их эксплуатации многочисленными ведомствами, полноценными экспедиционными судами для работ не только в море, но и в открытых районах океана. Логгеры обладают высокой мореходностью, расходуют сравнительно мало топлива и обслуживаются небольшим экипажем. Длина такого судна 40 м, ширина 7 м, водоизмещение около 500 т и скорость хода 10 узлов. Переоборудованный логгер является одним из наиболее распространенных типов экспедиционных судов, широко используемых в Советском Союзе для океанографических работ.

Профессор В. В. Тимонов
Профессор В. В. Тимонов

Обстоятельные исследования течений в одном из курильских проливов, особенно важном в навигационном отношении, выполненные Междуведомственной дальневосточной экспедицией, позволили определить характер течений в этом проливе, выяснить водообмен, а также составить необходимое для навигации новое практическое пособие по течениям и ряд методических работ. Большой интерес также представляет экспедиция, организованная объединенными усилиями нескольких ведомств, которая веской 1954 года выполнила три океанографические съемки Японского моря, следующие одна за другой через 10 дней. В этих исследованиях одновременно с «Витязем» принимали участие еще пять экспедиционных кораблей. Районы работ всех экспедиционных кораблей были строго разграничены.

За период проведения исследовательских комплексных работ в дальневосточных морях, с 1949 по 1957 год, «Витязь» сделал 25 рейсов. Кроме Японского, Охотского и Берингова морей, исследованиями были охвачены прилегающие к этим морям обширные открытые районы северо-западной части Тихого океана. С 1949 по 1957 год «Витязь» прошел около 200000 морских миль и произвел свыше 4000 океанографических станций. Некоторые из этих станций были выполнены с постановкой судна на якорь на глубинах более 5000 м. Необходимо отметить, что немногие советские и иностранные океанографические суда оснащены глубоководными якорными лебедками. Этим и объясняется то, что до середины 1957 года океанографическими экспедициями было произведено всего лишь около 60 якорных станций на глубинах более 2500 м. Большинство из них выполнено э/с «Витязь». Кроме того, «Витязю» в Тихом океане удалось успешно осуществить две многочасовые стоянки на якоре на очень большой океанской глубине: первую - в апреле 1957 года в зоне течения Куросио на глубине 7690 м, вторую - в мае этого же года в Курило-Камчатской впадине на глубине 9600 м. Постановка судна на глубоководный якорь позволила в этих районах Тихого океана исследовать один из важнейших гидрологических элементов режима океана - глубинные течения.

Исследования э/с «Витязь» в Тихом океане
Исследования э/с «Витязь» в Тихом океане

Большую роль сыграло э/с «Витязь» в изучении глубоководных океанических впадин, представляющих собой глубокие, превышающие 6000 м, узкие депрессии в ложе океана. Такие океанические впадины благодаря U-образному поперечному профилю и большой протяженности в классификации подводных форм рельефа известны как желоба.

Океанические впадины в Тихом океане впервые были обнаружены английской экспедицией на судне «Челленджер» в 1872 - 1876 годах. Вскоре после этого начались исследования рельефа дна Тихого океана, связанные с прокладкой телеграфных кабелей. Теперь в Мировом океане известно 25 глубоководных океанических впадин. Из них 19 впадин расположены в наиболее глубоком из всех океанов - Тихом океане. Площадь глубоководных желобов - впадин Тихого океана занимает всего лишь 1,8% всей площади его дна. Но эта небольшая площадь глубоководных впадин представляет громадный интерес, так как впадины являются разломами земной коры, где чаще всего зарождаются землетрясения. Нет сомнения, что вблизи этих разломов находятся залежи ценных руд и других полезных ископаемых.

Чтобы вести разведку недр, необходимо хорошо изучить природу глубоководных впадин, под которыми, как известно, земная кора значительно тоньше, чем на суше. Помимо того, многокилометровые впадины интересны еще и тем, что в них обитают не исследованные до сих пор типы животных. Многие из них являются представителями древних форм.

Поистине удивительным было открытие нового типа широко распространенных животных, обитающих в Мировом океане на глубине 2 - 10км. Погонофоры* - новый тип животных, обнаруженный профессором Ленинградского государственного университета А. В. Ивановым. Это морские животные, утратившие в процессе эволюции кишечник и поэтому представляющие большой интерес для науки. Классический труд профессора Иванова, посвященный погонофорам, удостоен в 1961 году Ленинской премии.

* (Это название происходит от двух греческих слов: «погон» - борода и «форо» - нести; по-русски его можно представить как «несущий бороду».)

Большая заслуга в изучении глубоководных впадин Тихого океана принадлежит «Витязю», выполнившему наибольшее количество полноценных глубоководных океанографических станций в этом океане по сравнению с другими кораблями. Первые три глубоководные океанографические станции «Витязь» произвел в Курило-Камчатской впадине в октябре 1949 года, находясь во 2-м рейсе. А позднее, в 1953 году, в 14-м рейсе была измерена наибольшая глубина Курило-Камчатской впадины, достигающая 10542 м. Для исследования циркуляции вод и подводного мира на этой глубине использовался трос длиной 14 км, на котором опускались необходимые приборы, трал, драга и другие приспособления.

Так, благодаря работам советского судна «Витязь» выяснилось, что самая большая глубина Курило-Камчатской впадины составляет не 8512 м, как утверждали американские ученые, производившие измерения в 1874 году с корабля «Тускарора», а 10542 м. Эту предельную глубину Курило-Камчатской впадины «Витязь» обнаружил в сравнительно плоском желобе длиной 550 км, шириной 5 км. Высота более или менее крутых стен, окаймляющих желоб, равна 8 - 9 км.

В 1953 году экспедиция на «Витязе», выполнив еще шесть глубоководных океанографических станций в Курило-Камчатской впадине, где были произведены многочисленные эхолотные промеры глубин, получила ясное представление о гидрологическом режиме и характере дна этой впадины. Пожалуй, на земном шаре нет такой океанической впадины, которая была бы так хорошо изучена, как Курило-Камчатская.

В последующие рейсы «Витязя» были проведены океанографические и гидробиологические исследования дальневосточных морей и западной части Тихого океана. В Японской впадине с глубины 7579 м советские гидробиологи выловили не известную до сих пор глубоководную рыбу, которая при помощи присоска прикрепляется к грунту и удерживается на нем. Крупный скелет и ткани этой рыбы выдерживают давление в 700 атмосфер.

Удаляясь с каждым годом все дальше и дальше от берегов Родины в необозримые водные просторы Тихого океана, советское э/с «Витязь» выполнило исследования многих глубоководных желобов: Идзу-Бонинского, Марианского, Рюкю, Тонга, Кермадек, Алеутского, Филиппинского, Бугенвильского, Палау. В самом глубоком и длинном желобе Мирового океана - Марианской впадине - у о. Гуам в 1957 году удалось измерить максимальную глубину Мирового океана, равную 11 034 м. До 25-го рейса советского судна максимальной считалась глубина 10843 м, также обнаруженная в Тихом океане.

Позднее, в 1959 году, исследователь больших глубин швейцарец Жак Пиккар, сын известного ученого Огюста Пиккара, приступил к штурму глубин Марианской впадины. Вместе с американским моряком Доном Уолшем он на батискафе «Триест» опустился в эту мрачную бездну. Достигнув дна впадины, они по приборам отметили глубину 11521 м. Однако затем более тщательные подсчеты показали, что данные ошибочны: глубина в месте погружения батискафа составила 10919 м, что оказалось немного меньше максимальной глубины, измеренной в 1957 году советским э/с «Витязь».

В Тихом океане в районе островов Санта-Крус «Витязь» открыл еще один неизвестный ранее желоб с глубинами, превышающими 6100 м, благодаря чему на картах Тихого океана появилась непрерывная цепь глубоководных впадин, расположенных в его западной части. Одна из открытых «Витязем» впадин носит теперь имя корабля. Кроме того, было обнаружено много подводных хребтов и расселин, измерено и сфотографировано 12 самых глубоких впадин. Установлено, что максимальная глубина Курило-Камчатской впадины достигает 10542 м, Идзу-Бонинской - 9810 м, Тонга - 10822 м, Кермадек - 10047 м. Как видно, они оказались ненамного мельче самой глубокой Марианской впадины.

Многочисленные фотографии подводного рельефа в северовосточной, западной и центральной частях Тихого океана показали, что огромные площади океанского дна покрыты ценными рудами в виде железно-марганцевых конкреций. Поверхностные концентрации конкреций очень высоки - в среднем на каждый квадратный метр дна приходится около 10 кг.

На основании материалов исследований этих желобов было доказано, что в них между глубинными и поверхностными водами происходит энергичный обмен.

Анализ всех физических, химических и биологических процессов, протекающих в глубоководных впадинах Тихого океана и изученных экспедициями на «Витязе», позволил видным советским ученым членам-корреспондентам Академии наук СССР В. Г. Богорову и Е. М. Крепсу заявить о недопустимости захоронения радиоактивных отходов в океанических желойах.

Комплексные исследования советскими учеными глубин Тихого океана получили мировую известность. Французский океанографический институт наградил одного из руководителей исследований вод Тихого океана на э/с «Витязь» чл.-корр. АН СССР, профессора Л. А. Зенкевича высшей наградой института - медалью Альберта Монакского*.

* (Альберт Монакский - один из основоположников французской океанографии.)

Если сравнить исследовательские работы «Витязя» с тремя хорошо известными крупными экспедициями - шведской на судне «Альбатрос», датской на судне «Галатея» и английской на судне «Челлепджер II», совершавшими кругосветные плавания в период с 1949 по 1957 год, то можно обнаружить существенные различия как в длительности экспедиций, так и в характере выполняемых исследований. Прежде всего, экспедиции проходили на судах небольшого тоннажа, длились они менее двух лет, небольшой состав научного персонала занимался только отдельными проблемами физической океанографии.

Так, шведская кругосветная экспедиция в 1947 - 1948 годах на судне «Альбатрос» (водоизмещение 1450 тонн) имела в своем составе 10 - 12 человек научного персонала; она занималась в основном изучением рельефа дна океана, донными отложениями, радиоактивностью грунтов и анализами морской воды. Экспедиция провела несколько глубоководных тралений в Тихом океане на глубинах до 7600 м.

Экспедиция на датском судне «Галатея» (водоизмещение 1630 тонн) совершила кругосветное плавание в 1950 - 1952 годах. Основными задачами научного персонала, состоявшего из 12 человек, было изучение жизни на больших глубинах. Этой экспедиции удалось в Тихом океане, в Филиппинской впадине, выловить тралом донных обитателей с больших глубин.

Английская экспедиция на судне «Челленджер II» (водоизмещение 1140 тонн) выполнила океанографические и в меньшей степени гидробиологические исследования, имея в своем составе всего лишь 5 научных работников.

В отличие от этих трех кругосветных плаваний, исследования э/с «Витязь» носили комплексный характер по всем разделам океанографии. Научный персонал в количестве 60 человек беспрерывно вел планомерные исследования лишь одного района Мирового океана. За этот длительный период э/с «Витязь» сделало 23 рейса в дальневосточные моря и прилегающую к ним северо-западную часть Тихого океана. По этому огромному району Тихого океана советские ученые собрали исключительно богатый и разносторонний материал.

По программе Международного геофизического года советские исследования дальневосточных морей и вод Тихого океана приняли небывалый размах. От Советского Союза в исследованиях принимали участие экспедиционные суда: «Витязь», совершивший четыре рейса в западную, северную и центральную части Тихого океана; «Океан», проводивший работы в его северозападной части; «Вал», изучавший район, расположенный к юго-востоку от Курильских островов; «Жемчуг» и «Первенец», плававшие в Беринговом море, и д/э «Обь», обследовавший тихоокеанский сектор Антарктики.

В период проведения МГГ и MFC изучением физических процессов, протекающих в водной толще Тихого океана, наряду с Советским Союзом занимались многие другие страны - Австралия, Индонезия, Канада, США, Франция и Япония. За период МГГ и МГС, равный двум с половиной годам, по материалам Мирового центра данных, иностранными экспедиционными судами в Тихом океане было выполнено 7106 океанографических станций. До проведения МГГ и МГС в течение 20 лет, с 1931 по 1956 год, исключая почти пять лет второй мировой войны, в дальневосточных морях и Тихом океане ежегодно производилось всего лишь около 1550 станций.

В период МГГ и МГС в различных районах Тихого океана проводилась по единой программе одновременная съемка несколькими судами. Густая сеть океанографических станций, многократное повторение наблюдений с целью изучения короткопериодных колебаний гидрологических элементов в водной толще океана позволили получить интересный материал и установить взаимосвязь различных явлений, протекающих в океанской водной толще, а следовательно, и решить несколько крупных задач физической океанографии.

Например, детальное изучение экваториальных течений Тихого океана, их структуры и кратковременной изменчивости, проведенное советскими учеными на э/с «Витязь» в 26-м и 27-м рейсах, а также учеными США и Японии на своих исследовательских судах, показало, что структура Тихоокеанского экваториального противотечения, или течения Кромвелла, со времени его открытия в 1952 году претерпела существенное изменение.

Установлено, что течение Кромвелла в настоящее время представляет собой узкий, устойчивый и сильный поток, идущий на восток под Южным экваториальным течением. Этот поток охватывает огромную территорию, от 140° в. д. до островов Галапагос. Скорость в ядре течения колеблется в пределах 100 - 150 см/сек. Глубина залегания ядра течения уменьшается с запада на восток с 200 м примерно на меридиане 143° в. д. до 40 м в районе островов Галапагос. Ширина течения Кромвелла в открытой части Тихого океана достигает 300 км, а его расход, несмотря на сравнительно небольшое поперечное сечение, составляет около 40Х106 м3/сек., что примерно соответствует количеству вод, переносимых такими крупными постоянными течениями, как Гольфстрим, Куросио и Флоридское.

Детальное обследование течения Кромвелла, установление его границ, определение скорости в нем, или, как говорят океанографы, окончательное, его «утверждение», явилось одним из самых значительных достижений, полученных в результате объединенных усилий океанографов различных стран, работавших по программе МГГ и МГС.

Движение вод в Тихом океане в период проведения МГГ и МГС изучалось также и в других его районах. Первые данные о наличии глубинного противотечения под Северным экваториальным течением на меридиане 172° в. д. в результате наблюдений получила экспедиция на «Витязе» в феврале 1958 года. В следующем рейсе, в апреле 1958 года, экспедиция продолжала вести наблюдения над этим глубинным противотечением. В районе, расположенном к северу от Каролинских островов, экспедиция смогла уже окончательно установить это глубинное восточное противотечение. На глубине 1000 м обнаружена его максимальная скорость - 16 см/сек.

Кроме того, советские экспедиции в Тихом океане произвели инструментальные наблюдения над Экваториальным противотечением. Наблюдения показали, что восточная составляющая скорости этого течения, которая сохраняется почти до глубины 1000 м, равна 8-11 милям в сутки. Многочисленные измерения экваториальных течений и результаты их динамических расчетов позволили разделить эти течения в зависимости от изменения во времени их характеристик на несколько типов: коротко-периодные, годовые и многолетние. Установлено, что возникающие короткопериодныс течения, относящиеся к первому типу, наблюдаются всего лишь несколько дней. Проявляются они в виде многочисленных вихрей вдоль границ течений или тропических фронтов.

Наблюдения над течениями, проведенные экспедицией на «Витязе» в апреле 1958 года, показали, что вихри имеют диаметр более 100 миль с ярко выраженным направлением на южном тропическом фронте по часовой стрелке, а на северном тропическом фронте - в обратном направлении. В результате повторных измерений, выполнявшихся периодически примерно через четыре дня, установлено, что даже за короткий период такое устойчивое течение, каким является течение Кромвелла, заметно изменяет свои границы и скорость. Таким образом, было установлено, что на протяжении года границы экваториальных течений претерпевают резкое изменение.

Например, летом 1957 года вся система экваториальных течений была заметно сдвинута к югу, а весной 1958 года она вошла обратно в свои обычные среднемноголетние границы. В декабре 1957 года экспедиция на «Витязе», направляясь на юг по меридиану 176° з. д., отметила, что Экваториальное противотечение под действием «аномальных» западных ветров достигло небывалой ширины, распространившись до 5° ю. ш., а в феврале 1958 года, когда «Витязь» возвращался обратно па север, это течение уже вошло в свои обычные границы.

Весьма интересные инструментальные наблюдения над течениями были выполнены э/с «Витязь» в 29-м рейсе, проходившем с октября 1958 года по март 1959 года в северо-восточной части Тихого океана. Эти наблюдения показали, что здесь в океане вся толща вод находится в непрерывном движении, а скорости течения на глубинах до 3000 м нередко достигают 25 - 30 см/сек.

В период МГГ и МГС советскими экспедициями на «Витязе» в 27-м рейсе много внимания было уделено проблеме зонального районирования центральной части Тихого океана, а в 29-м рейсе - северо-восточной части. Анализ результатов этих исследований позволил в северной части Тихого океана выделить океанические структуры и соответствующие им течения: субарктическую с холодным течением Ойясио, переходную (структуру умеренных широт) с Алеутским течением в центральной части и Калифорнийским в северо-восточной, субтропическую с Северным экваториальным течением и экваториальную с Экваториальным противотечением.

Значительный интерес также представляют данные двух меридиональных разрезов через экватор до 40° ю. ш., осуществленных «Витязем» в 1958 году в 26-м рейсе. Они особенно ценны тем, что являются как бы продолжением наблюдений, выполненных до 40° ю. ш. в этом же году при возвращении д/э «Обь» из Антарктики.

Эти работы дали возможность получить полную картину широтной зональности протекающих в океане физических, химических и биологических явлений.

В 1959 году завершились исследования Мирового океана по программам МГГ и МГС. Окончание МГГ и МГС не уменьшило интерес советских ученых к изучению Мирового океана. Наоборот, результаты и материалы, полученные в период МГГ и МГС, давшие много нового для познания Мирового океана, легли в основу дальнейших планомерных океанографических исследований. По-прежнему ведущая роль в изучении вод Тихого океана принадлежит флагману дальневосточного экспедиционного флота - «Витязю». В августе - декабре 1961 года «Витязь» совершил очередной, 34-й рейс в тропическую зону центральной части Тихого океана, расположенную между 140° з. д. и 160° в. д. Руководителем научных работ был профессор В. Г. Корт.

В этом районе Тихого океана удалось установить наличие существенной нестационарности течений, вызванной значительной горизонтальной турбулентностью и изменчивостью поля ветра над океаном. Материалы океанографических наблюдений позволили определить основные черты циркуляции водных масс исследуемого района, их строение. Было выявлено наличие глубинного противотечения не только под Южным экваториальным течением, но и под Северным экваториальным течением, получены новые данные о природе течения Кромвелла, впервые по материалам глубоководных инструментальных измерений построена схема глубинных течений.

Интересны и данные об изменении гидрологических элементов в зоне течения Кромвелла по сравнению с гидрологическими элементами вод, граничащих с ним на севере и юге. Это одна из основных отличительных черт течения Кромвелла, свидетельствующая о процессе перемешивания вод - погружении в зоне течения верхних слоев водной массы на значительные глубины. Данные по промерам глубин океана подтвердили существование желоба «Витязя». На основании геологических наблюдений в желобе «Витязя» уточнен рельеф дна, установлено происхождение этого желоба и дано описание его строения.

Находясь в 34-м рейсе в тропической зоне центральной части Тихого океана, э/с «Витязь» посетило на Гавайских островах порт Гонолулу, где экспедиционный состав принял участие в работе X Тихоокеанского научного конгресса.

В 1959 и 1960 годах дальневосточный экспедиционный флот пополнился двумя новыми крупными однотипными судами «Ю. М. Шокальский» и «А. И. Воейков». Каждое из этих судов имеет длину 85 м, ширину 14 м, водоизмещение 3503 тонны, скорость хода около 13 узлов, автономность плавания до 15 тыс. миль. На борту судна размещается команда, научный и технический персонал в количестве 100 человек.

Исследовательские суда «Ю. М. Шокальский» и «А. И. Воейков» предназначены для проведения широкого комплекса работ в открытых частях морей и океанов в области океанографии, метеорологии, аэрологии и геофизики. На двух палубах каждого судна расположены несколько хорошо оборудованных лабораторий, все необходимые устройства для производства работ на больших океанских глубинах, установки для запуска метеорологических ракет и радиолокационные устройства, позволяющие проводить изучение высоких слоев атмосферы.

Экспедиционное судно «Ульяна Громова»
Экспедиционное судно «Ульяна Громова»

Суда «Ю. М. Шокальский» и «А. И. Воейков» принадлежат Дальневосточному научно-исследовательскому гидрометеорологическому институту и Приморскому управлению Гидрометслужбы. Построенные на берегу Черного моря, они совершили переход из Одессы во Владивосток. Переход «А. И. Воейкова» состоялся осенью 1959 года, а «Ю. М. Шокальского» - в летне-осенний период 1960 года. По пути следования оба судна выполнили большие океанографические работы по изучению особенностей гидрологического режима вод Аденского залива (Индийский океан). Прибыв во Владивосток, суда сразу же приступили к комплексным исследованиям вод в различных районах Тихого океана. Начиная с 1965 года основной программой исследовательских работ этих судов в Тихом океане стала программа международных исследований мощного теплого течения Куросио.

Известно, что к первым регулярным исследованиям течения Куросио приступила Япония еще в 1919 году. Однако до сего времени сведения об этом течении далеко не полные, в частности, совершенно не изучен его многолетний режим. Поэтому учеными ряда стран было решено организовать международные совместные исследования течения.

Планом международных совместных исследовательских работ по изучению Куросио предусматривалось выполнение в 1965 и 1966 годах по две океанографические съемки в летний и зимний периоды, а в последующих, 1967 и 1968 годах - производство сезонных съемок течения. В международных исследованиях Куросио, кроме океанографических кораблей Советского Союза, приняли участие экспедиционные суда Японии, США, Великобритании и других стран.

Первый рейс советских океанографических кораблей с целью изучения Куросио состоялся в июле - сентябре 1965 года. Научным руководителем экспедиции на кораблях «Ю. М. Шокальский», «Жемчуг» и «Ульяна Громова» был профессор А. М. Муромцев. Советские корабли обследовали весьма обширный район течения, начиная от фронтальной зоны, где оно встречается с холодным Курильским течением, до 20° с. ш. В результате собранных экспедицией материалов стало возможным уточнение многих гидрологических характеристик течения Куросио и вод прилегающих к нему районов океана. Вблизи фронтальной зоны течения удалось зафиксировать ряд глубинных потоков, данные о которых ранее отсутствовали. Весьма ценными оказались и многочисленные наблюдения за миграцией косяков рыб в зоне течения.

В 1966 году советские океанографические корабли продолжили изучение течения Куросио. Они выполнили съемки этого течения в летний и зимний периоды. Производством съемок занималось пять кораблей: «Ю. М. Шокальский», «Витязь», «А. И. Воейков», «Орлик» и «Геннадий Невельской». В 1967 году, как намечалось международной программой исследования Куросио, эти суда выполнили так называемые сезонные съемки, т. е. весной, летом, осенью и зимой.

Материалы океанографических работ по изучению Куросио, произведенных советскими и многими иностранными судами, позволили получить более детальное представление о годовых и многолетних колебаниях этого мощного течения, а также выявили картину его меандрирования, что имеет особенно важное значение для прогнозирования климатических условий на Дальнем Востоке.

В период экспедиции по изучению Куросио как советские, так и иностранные суда провели тщательные наблюдения за формированием и передвижением тайфунов. Многие суда часто находились в непосредственной близости от районов, где происходило их зарождение, или от районов, где была наиболее активно выражена их деятельность.

Изучение Куросио по широкой международной программе имеет важное значение для составления прогнозов погоды, а также представляет интерес еще и потому, что это мощное теплое течение, омывающее южные и восточные берега Японии, не только смягчает климат в данной части Тихого океана, но и оказывает огромное влияние на развитие здесь органического мира. Акватория Тихого океана, где проходит теплое течение Куросио, является районом интенсивного международного морского промысла. Всесторонние исследования Куросио по международной программе, без сомнения, дадут ценные сведения, которые будут способствовать развитию в водах Тихого океана еще более интенсивной и в то же время рациональной добычи рыб, китообразных и других животных.

Экспедиционные суда «Ю. М. Шокальский» и «А. И. Воейков» выполняют очередные рейсы в различные районы Тихого океана. Так, в 1966 году оба судна совершили плавание в северную часть океана, где были произведены две детальные океанографические съемки. Полученные экспедицией данные океанографических, метеорологических, аэрологических, гидробиологических и ихтиологических наблюдений в районе Алеутских островов, где, как и предполагалось, обитает множество промысловых видов сайры и китообразных, могут служить основой для определения и установления оптимальных условий их обитания и периода наибольших концентраций, а следовательно, и периода интенсивного их промысла. Знание процессов, происходящих в северной части Тихого океана, также имеет большое значение для улучшения долгосрочных прогнозов погоды, необходимых как для обеспечения морского промысла и безопасности плавания, так и для прогнозирования атмосферных процессов во всем северном полушарии.

Кроме того, материалы, собранные экспедициями на «Ю. М. Шокальском» и «А. И. Воейкове» в 1966 году в северной части Тихого океана, могут быть использованы для изучения вод субполярной зоны океана, в частности гидрологических условий системы Северо-Тихоокеанского течения, представляющего с научной и практической точки зрения большой интерес.

В 1966 году примерно в тот же период, когда проходило плавание исследовательских судов «Ю. М. Шокальский» и «А. И. Воейков», э/с «Витязь» выполнило 39-й очередной или первый, так называемый «биологический» рейс. Экспедиция исследовала северо-западную часть Тихого океана (район Курило-Камчатской впадины). В плавании приняли участие в основном гидробио-логи-планктонологи, ихтиологи, биохимики и специалисты, занимающиеся изучением бентоса - организмов, обитающих на дне и в донных отложениях морей и океанов.

Комплекс исследований был весьма значительным: определялось содержание 14 растворенных химических элементов в воде и химических элементов, входящих в состав грунтовых растворов. Эта работа довольно трудоемкая, так как многие элементы содержатся в воде и грунтах в очень малом количестве.

Кроме того, экспедиция выполнила ценные исследования бентоса - самых мелких, не видимых простым глазом обитателей морского дна - бактерий, играющих едва ли не самую большую роль в биологических и биохимических процессах, совершающихся в морской среде. Они, быстро размножаясь в благоприятных условиях, активно участвуют в превращении органических веществ в минеральные и, как живые ловушки, задерживают в себе минеральные вещества, растворенные в морской воде. Кроме того, многие бактерии способствуют осаждению из воды в грунт различных минеральных веществ.

Изучение процессов обмена между организмами, живущими на дне и в грунте океанов и морей, и водной средой в настоящее время считается одной из самых перспективных и малоизученных проблем. Поэтому понятно, почему в последнее время ученые задумались над тем, нельзя ли изучить секреты биохимической деятельности бактерий, обитающих на дне и в грунте морей и океанов, и построить по тем же принципам искусственные реакторы.

Сейчас не только о геологическом, но и о биологическом изучении морей и океанов говорят как об одной из важнейших и ближайших задач. Подводное фотографирование и телевидение, гидрохимические и биохимические методы, которые в последние годы среди многочисленных способов исследования морского дна начинают занимать значительное место, безусловно, откроют широкие перспективы для решения этой задачи.

Первая водонепроницаемая автоматическая камера для подводного фотографирования ПФ-56 в нашей стране была создана в 1953 году инженером Института океанологии АН СССР Н. Л. Зенкевичем. Рассчитана она была для получения серий фотографий по 5 - 6 снимков на глубинах, не превышающих 150 м. Претерпев ряд усовершенствований, фотоустановка стала необходимым средством для изучения поверхности дна морей и океанов. Теперь она применяется на многих крупных советских экспедиционных судах. За последнее десятилетие советскими экспедициями выполнено 600 фотографий подводного рельефа на разных глубинах. Среди этих фотографий имеются снимки океанского дна глубоководных желобов Тонга и Кермадек, расположенных в Тихом океане севернее Новой Зеландии.

Наряду с такими крупными океанографическими кораблями, как «Витязь», «Ю. М. Шокальский», «А. И. Воейков», «Академик Берг», «Академик Ширшов», «Академик Королев», «Профессор Дерюгин», в Тихом океане плавает большое число малых экспедиционных судов, к которым относятся: «Пеламида», «Жемчуг», «Орлик», «Бирокан» и многие другие, принадлежащие Тихоокеанскому институту рыбного хозяйства и океанографии. Перечисленные суда - небольшие, их водоизмещение составляет всего лишь несколько сотен тонн. Но они настоящие труженики моря: повседневно в любых гидрометеорологических условиях выполняют огромную и важную работу по изучению гидрологического режима морей и близлежащих районов Тихого океана. Океанографы - исследователи моря любовно называют их «малышами».

«Малыши» имеются в распоряжении и у Приморского управления Гидрометслужбы, например «Гидролог», «Дальневосточник», «Прибой», «Зарница» и мн. др.

Небольшие океанографические суда, оснащенные современными приборами и установками, проводят комплексные исследования Японского, Охотского, Берингова морей, рассчитанные на 100 лет. Понятно, что для выполнения наблюдений по программе, охватывающей такой длительный период, необходимы усилия нескольких поколений ученых. Результаты этих исследований позволят установить вековые колебания основных гидрологических элементов: температуры, солености, прозрачности и цвета, химического состава морской воды, изучить течения и волнение, характер изменения главных климатообразующих факторов, выявить распределение фито- и зоопланктона как по акватории морей Дальнего Востока и Тихого океана, так и по глубине их водной толщи.

Сопоставление многолетних данных о зоопланктоне с гидрометеорологическими и гидрохимическими наблюдениями за многолетний период позволит не только правильно представить картину миграции промысловых видов китообразных, беспозвоночных и рыбных косяков, но и даст возможность получить практические методы поиска их в том или ином районе моря или океана по гидрометеорологическим признакам. Это, безусловно, будет способствовать еще более интенсивному развитию советского морского промысла в дальневосточных морях и Тихом океане.

За последние годы освоены новые районы рыболовного промысла в северной части Тихого океана, на востоке и юго-востоке Берингова моря. В связи с освоением этих районов с середины 50-х годов здесь проводятся систематические океанографические исследования Беринговоморской научно-промысловой экспедицией ТИНРО - ВНИРО на судах «Жемчуг», «Первенец», «Огонь», «Алазея» и др.

В результате экспедиционных работ собран значительный материал по океанологии, изучен подводный рельеф и донные отложения малоизвестных районов Берингова моря, характеризующиеся разнообразием илов, глин и песка. На шельфе залива Аляска часто встречаются выходы коренных пород с многочисленными органическими обрастаниями, большая площадь дна залива покрыта гравием, крупным и илистым песком. Интересные данные получены в результате океанографических наблюдений, в частности данные наблюдений над температурным режимом, распределением водных масс, течениями.

Научно-поисковое судно «Академик Берг»
Научно-поисковое судно «Академик Берг»

Так, например, к югу и северу от Алеутских островов обнаружено четко выраженное различие в температуре воды. В восточной части Берингова моря определена характеристика основных гидрологических элементов в летнее время и установлено распределение водных масс. В этом районе моря придонные холодные воды с температурой около 0° наблюдались в основном на мелководье. В 1960 году, в период работ научно-промысловой экспедиции на судне «Первенец», придонные холодные воды, как показало' сравнение с материалами предыдущих экспедиций, занимали значительно меньшую площадь, чем в прежние годы. Естественно, что это не могло не повлиять на миграцию некоторых промысловых видов рыб. По данным океанографических наблюдений в заливе Аляска построена карта течений, на которой хорошо прослеживается зона теплого Алеутского, или Аляскинского, течения.

Научно-поисковое судно «Профессор Дерюгин»
Научно-поисковое судно «Профессор Дерюгин»

В 1964 году советский дальневосточный исследовательский флот пополнился новым крупным судном «Академик Берг», водоизмещение которого составляет 3600 тонн, длина 84 м, ширина 14 м, скорость хода 12 узлов. Научно-поисковое судно «Академик Берг» принадлежит ТИНРО. За период 1964 - 1966 годы экспедициями на этом судне совершено пять рейсов, из них три - в район свала глубин Берингова моря, два - в тропические широты, в Большой Австралийский залив и Тасманово море.

Во время плавания в Беринговом море на судне «Академик Берг» выполнены разносторонние исследования - океанографические, гидробиологические, ихтиологические. Кроме того, на судне проводилось испытание тралов различных систем и'разнообразного тралового снаряжения. Особенно важное значение придавалось разрешению вопроса перспективности промыслового лова в беринговоморских водах таких видов рыб, как палтус и угольная рыба. В рейсах, проходивших в тропических широтах, экспедициями на научно-поисковом судне «Академик Берг» изучалась возможность организации и развития здесь новых промысловых рыб, как, например, беркас, снек и др.

В январе 1968 года ученые ТИНРО получили еще одно новое судно такого же типа, как «Академик Берг». Этому судну присвоено имя организатора первых советских научно-исследовательских работ на дальневосточных морях, профессора К. М. Дерюгина. Новое судно построено в Николаеве. В марте 1968 года научно-поисковое судно «Профессор Дерюгин» ушло из Севастополя в порт своей приписки - Владивосток. Во время перехода судна экспедиционным составом намечено выполнить океанографические работы в Индийском океане, а также на других этапах пути следования судна.

Успешно проводятся океанографические исследования по так называемому межправительственному соглашению. Так, например, по договоренности между Правительством Советского Союза и Правительством Демократической Республики Вьетнам в 1959 и 1960 годах была организована экспедиция на судах Дальневосточной перспективной разведки ТИНРО «Пеламида» и «Орлик» и на судне Управления активного морского рыболовства Приморрыбпрома «Онда».

Основные задачи экспедиции - изучить запасы промысловых рыб и выявить районы рыбного промысла в Тонкинском заливе и в прилегающих к нему водах Южно-Китайского моря. Совершенно естественно, что разрешение поставленных задач потребовало проведения систематического комплексного изучения гидрологического режима вод. В 1959 и 1960 годах было выполнено по четыре сезонных комплексных гидрологических съемки Тонкинского залива и близлежащих вод Южно-Китайского моря. Одновременно с гидрологическими проводились траловые съемки, гидрохимические и ихтиологические наблюдения, изучался планктон и бентос, рельеф дна залива и моря.

В результате работ совместной советско-вьетнамской научно-поисковой экспедиции был собран материал по гидрологии, гидрохимии, гидробиологии, ихтиологии и геологии моря. Материалы наблюдений показали, что в мелководном Тонкинском заливе, глубины которого не превышают 100 м, благодаря частым тайфунам, проходящим над заливом, и наличию приливных течений происходит хорошее перемешивание всей его водной толщи. Следовательно, здесь наиболее благоприятные условия для развития органического мира. Установлено, что циркуляция вод в заливе обусловлена действием муссонных ветров - зимой движение вод направлено в основном против часовой стрелки, летом же оно под влиянием устойчивого юго-западного муссона принимает обратное направление, т. е. происходит по часовой стрелке.

Эти и другие установленные особенности гидрологического режима вод Тонкинского залива и прилегающих к нему вод Южно-Китайского моря позволили выявить районы, наиболее перспективные для организации и развития рыболовного промысла, а также для добычи различных морепродуктов, имеющих большое экономическое значение для населения Демократической Республики Вьетнам.

предыдущая главасодержаниеследующая глава
на главную страницу сайта
Hosted by uCoz