Изменения на физической карте АвстралииК первой трети XX в. сложилось верное представление о рельефе Австралии. На востоке протягивается огромная горная система (Большой Водораздельный хребет) с крутым восточным и пологим западным склоном, постепенно переходящим в низменное пространство. Оно захватывает центральную полосу континента от моря до моря и кое-где пересечено невысокими кряжами. На остальной части материка раскинулось обширное плато (средняя высота 300 м) с приподнятыми на западе и востоке краями. Впоследствии, при поисках полезных ископаемых, в особенности золота, а также пастбищных угодий и источников воды, эта схема претерпела некоторые изменения. Выяснилось, что Большой Водораздельный хребет начинается не от мыса Йорк, а южнее, у 15°30' ю. ш., и, следовательно, длина его 3200 км; центральная низменность не достигает моря на севере; западная часть материка занята не плато, а плоскогорьем средней высотой 400-500 м, с приподнятыми не только западной и восточной, но и северной окраинами, - массив Кимберли. В последние десятилетия установлено, что Кимберли имеет характер плато, расчлененного эрозией на отдельные останцовые массивы; оно раскинулось на большей территории, чем считалось прежде, продолжаясь на 100 км далее к востоку. Вместо сравнительно крупной возвышенности, располагавшейся в центральной и восточной частях п-ова Арнемленд, в его центре оконтурено небольшое плато, полого-волнистое, разделенное на массивы. Два незначительных равнинных пространства южнее и юго-восточнее озера Вудс увеличились в размерах в два-три раза; в низовье крика Плейфорд открыты два озера. Равнинная территория на северо-западе Австралии высотой до 200 м, ранее отмеченная в виде полосы до 100 км у побережья и по долине р. Фицрой, в действительности продолжается более чем на 500 км далее к юго-востоку. Контуры возвышенности, ограниченной 116 и 125° в. д., и северная граница равнины Налларбор, по материалам съемок последних десятилетий, оказались значительно более извилистыми. Хребет Дарлинг протягивается по меридиану 116° в. д. не на 250, а на 400 км. |