Имена на картеСтанция Молодежная расположена на берегу Земли Эндерби. Эндерби - фамилия владельцев лондонской торгово-промышленной фирмы, занимавшейся в прошлом веке тюленьим промыслом в Антарктиде. Западнее Земли Эндерби лежит обширная, местами гористая Земля Королевы Мод, названная так в честь норвежской королевы. Границы между землями в Антарктиде проходят по выбранным меридианам и условно разделяют на части единый ледяной материк. Рождались эти названия по мере того, как открывались и изучались отдельные части побережья. Кто же увековечен на карте Антарктиды? Прежде всего первые исследователи ледяного материка, внесшие особый вклад в его изучение и часто платившие за это слишком дорогой ценой. Затем царствующие особы из тех стран, которые занимались исследованиями Антарктиды, финансовые покровители исследований и начальники экспедиций. Географические названия на картах разных лет позволяют проследить историю интернациональных усилий в деле изучения этой суровой земли, заметить, как постепенно стирались «белые пятна». На карте можно найти имена почти всех погибших здесь, начиная от спутников капитана Скотта в его трагическом путешествии к Южному полюсу до наших современников. К сожалению, и сейчас редко какая экспедиция обходится без трагических случаев. Вот только некоторые краткие сообщения: Из Антарктического журнала США: «16 октября 1958 г. самолет С-124 разбился в окрестностях мыса Хэллет. Из 13 человек на борту 6 было убито и трое получили серьезные травмы». «9 ноября 1961 г. произошла катастрофа во время взлета самолета военно-морских сил США со станции Уилкс. Пять смертных исходов и 4 серьезно пострадавших». «2 февраля 1966 г. самолет США ЛС-47 разбился во время приземления на шельфе Росса. Все 6 членов экипажа погибли». Из бюллетеня Советской антарктической экспедиции: «В ночь на 3 августа 1960 г. в советской обсерватории Мирный при исполнении служебного долга во время пожара, возникшего при ураганном ветре, погибли: О. Г. Кричак, А. М. Белоликов, И. Д. Попов, В. И. Самушков, А. 3. Смирнов, А. Л. Дергач, О. Костка (ЧССР), Г. Попп (ГДР)». Сообщение газеты «Таймс» от 12 июня 1965 года: «Из научного фонда США в Вашингтоне поступило сообщение о гибели в Антарктиде геофизика Карла Диша, 26 лет. Последний раз его видели, когда он шел к главному зданию станции. Партия, вышедшая на поиски К. Диша, обнаружила его следы на расстоянии 6,4 км, далее они были заметены снегом». Из сообщения той же газеты от 21 октября 1965 года: «Трое английских ученых - физик Д. Бейли, 24 лет, топограф Д. Уайлд, 24 лет, врач Д. Уилсон, 29 лет, погибли, провалившись вместе с трактором в трещину в 250 милях от английской станции Халли-Бей. Печальную весть принес Д. Росс, один из членов этой группы, который остался жив и через несколько дней после катастрофы добрался на собаках до ближайшей полевой станции». Мне в самой первой моей экспедиции в Антарктиду пришлось стать свидетелем одной из таких катастроф. Она произошла 3 февраля 1967 года во время разгрузки дизель-электрохода «Лена» на ледяной барьер в районе Мирного. Вот как пишет об этом К. К. Марков, под руководством которого я тогда работал (К. К. Марков, Путешествие в Антарктиду и вокруг света. М., Учпедгиз, I960, стр. 96-97): «Около двух часов ночи глухой и сильный удар обрушивается на правый борт судна. Выбегаю на палубу и вижу - отвалился ледяной барьер над третьим и четвертым трюмами. Удар льда по судну оборвал канаты, погнул борт судна, отбросил его от ледяного обрыва. Обломки льда плавают в воде. На одном из них лежат два и стоит один человек. Между льдинами на воде много темных пятен и в сумерках не разберешь, не головы ли это упавших в воду людей? Слышны стоны. Кто-то висит на обрыве, уцепившись за конец, свисающий сверху. Палуба у правого борта судна завалена глыбами льда. Нет ли людей и под ними? Быстро отходит от «Лены» катер «Пингвин». Он курсирует под обрывом, и видно, как вытаскивают людей из воды на его борт. Катер возвращается после одного из заходов. На корме «Пингвина» на спине лежит неподвижно человек. Лицо его бело, залито пеной. Одного из упавших вытаскивают прямо на борт «Лены». На воду спускают и шлюпки... А наверху за ледяным обрывом стоят люди. Кто цел, кто стал жертвой катастрофы, сказать еще невозможно. В разгрузке «Лены» участвовали «миряне», экипажи «Лены» и «Кооперации». Трагические подробности постепенно становятся известными. В. И. Бардин рассказал, что за мгновение до катастрофы он стоял на барьере и, разговаривая с главным механиком «Лены» Е. П. Желтовским, вдруг увидел, как тот проваливается: граница обвала прошла между ними. Секунду спустя Бардин заметил висящего на обрыве, уцепившегося за конец троса, свисающий от саней, начальника гидрографического отряда Р. М. Книжника и крикнул трактористу, который буксировал сани, чтобы тот дал ход вперед. Р. М. Книжник был спасен. Постепенно размеры несчастья выясняются. Жертв оказывается 8 человек. Двое погибших - Николай Иванович Буромский, Евгений Кириллович Зыков». Мне остается добавить от себя, что Женя Зыков был моим сверстником и, так же как и я, студентом-практикантом. А гидрографа Николая Ивановича Буромского за несколько дней до катастрофы мы все поздравляли. Он получил радостное известие: его семье дали отдельную квартиру. Трещина, по которой откололся край ледника, была замечена еще до катастрофы, но в спешке никаких мер не было принято. На карте Антарктиды прибавилось еще два новых географических названия: мыс Буромского и ледник Зыкова. Мы похоронили своих товарищей на небольшом скалистом островке близ Мирного. Тогда это были первые могилы на этом острове. Теперь там похоронено около двадцати полярников. К сожалению, стала привычной фраза «Погиб в борьбе с суровой природой Антарктики». Все это, конечно, так. Однако немалая часть катастроф, особенно в последнее время, когда технические возможности человека необычайно возросли, происходит из-за нелепых случайностей и по недосмотру. Собственно, по той же самой причине, что и большинство несчастных случаев на других материках. Но вернемся к географическим названиям. Некоторые из них вызывают удивление. Почему, к примеру, на карте Антарктиды появились хребты Атос, Портос, Арамис? Ведь доблестные мушкетеры наверняка не подозревали о существовании шестого континента. В одном из районов Западной Антарктиды, на Земле Александра I, попадаешь в мир музыки. Здесь в тесном соседстве друг к другу находятся ледяное плато Моцарта, ледяные бухты Мендельсона, Шуберта, Брамса, Верди; шельфовый ледник Баха; мысы Берлиоза, Россини. Рядом, на полуострове Бетховена, расположились горы Листа, Грига, Шумана и пик Глюка. Число подобных примеров можно было бы умножить. Такой калейдоскоп наименований явно неполярного происхождения вряд ли можно объяснить, сославшись на случайные, субъективные обстоятельства. Конечно, зарубежные исследователи, неограниченно пользуясь правом первооткрывателя, нередко дают новые названия, согласуясь со своими личными вкусами, симпатиями, привязанностями. Таким путем, кстати, на карту Антарктиды, этого сугубо мужского материка, попало немало женских имен. Однако дело не только в этом. За годы международных усиленных исследований в Антарктике, когда большую часть материка сфотографировали с воздуха, были открыты тысячи новых географических объектов. Картографы торопились обозначить их на картах. Нужно было дать множество новых названий. Откуда их брать? Конечно, прежде всего, из истории изучения этого континента. Но она была уже почти полностью исчерпана, а новых имен не хватало. И здесь уж, действительно, многое зависело от вкуса и фантазии первооткрывателей. У нас географические названия присваиваются после тщательного отбора. Утверждает их Междуведомственная комиссия по изучению Антарктики Академии наук. Теперь на карте Антарктиды можно увидеть имена русских путешественников: Миклухо-Маклая, Пржевальского, Арсеньева; ученых: Менделеева, Циолковского, Николая Вавилова, Бардина, Королева, Курчатова, Ферсмана; писателей и поэтов: Маяковского, Горького, Есенина, Гайдара; деятелей международного рабочего движения и коммунистических партий: Карла Либкнехта, Розы Люксембург, Тельмана, Тореза, Тольятти; космонавтов: Юрия Гагарина, Титова... |