![]() ![]() ![]() Первый трансарктический перелет Москва - США и дрейф "Седова"В середине июня 1937 г. был осуществлен первый в истории авиации (Напомним, что трансарктический перелет Амундсена от Шпицбергена до Аляски совершен не на самолете, а на дирижабле) трансарктический перелет из Москвы через Центральную Арктику в США. Три советских летчика - Валерий Павлович Чкалов (первый пилот), Георгий Филиппович Байдуков (второй пилот) и Александр Васильевич Беляков (штурман и радист) - вылетели из Москвы 18 июня и через 28 часов прошли над полюсом. Затем они пересекли американский сектор Арктики, крайние западные острова Канадского Арктического архипелага - Принс-Патрик и Банкс, За заливом Амундсена они летели уже над Северо-Западной Канадой и Британской Колумбией и вышли к Тихому океану у одного из южных островов архипелага Александра (Ревильяхихедо). Следуя вдоль тихоокеанского побережья материка далее на юг, Чкалов сделал посадку около города Портленд (низовье р. Колумбии, США). ![]() Г. Байдуков, В. Чкалов, А. Беляков В очень тяжелую навигацию 1937 г. в Арктическом бассейне было затерто льдами несколько судов, в том числе ледокольные пароходы "Садко", "Седов" и "Малыгин". С 23 октября 1937 г. из моря Лаптевых начался их совместный дрейф от 75°21' с. ш., 132°15' в. д. на север и северо-восток. В апреле 1938 г. у 79-80° с. ш. с этих судов на материк самолетами переправили 184 человека. В конце августа к кораблям, находившимся в это время у 83° 05' с. ш. и 138° 22' в. д., пробился ледокол "Ермак" (капитан Михаил Яковлевич Сорокин), установивший новый рекорд широты для свободно плавающих судов, и вывел из льдов "Садко" и "Малыгина"; "Седов", получивший повреждение рулевого устройства, продолжал дрейфовать. На пароходе добровольно осталась команда из 15 человек, в том числе капитан Константин Сергеевич Бадигин и гидрограф Виктор Харлампиевич Буйницкий. Ледовая эпопея "Седова" совершалась большей частью в очень высоких широтах Арктики, почти параллельно дрейфу "Фрама", но значительно севернее. 29 августа 1939 г. корабль достиг самой северной точки дрейфа - 86°39'30" с. ш. и 47°55' в. д. ![]() 'Седов' во льдах Небольшой коллектив, работая по 15-18 часов в сутки, под руководством В. Буйницкого провел астрономические, океанографические и метеорологические наблюдения, причем обнаружил самую глубоководную часть Арктического бассейна (4975 м у 86°24' с. ш., 38°35' в. д.). 20 декабря седовцы "нащупали" центральную часть "порога Нансена". (Экспедиции на дизель-электроходах "Обь" и "Лена", проведенные в 1957-1962 гг., вместо сплошного подводного хребта обнаружили отдельные поднятия и глубоководные желоба.) Продолжавшийся 812 дней дрейф "Седова" закончился 13 января 1940 г. в Гренландском море на 80°30' с. ш., 1°50' в. д. Судно, прошедшее путь 6100 км по ломаной линии и 296 дней (т. е. почти в 2,5 раза дольше, чем "Фрам") находившееся за 85-й параллелью, вывел из льдов советский ледокол "И. Сталин". Малочисленный экипаж во время ледового плена максимально использовал все возможности для научных наблюдений и сохранил свой корабль так, что он самостоятельно перешел в Мурманск (конец января 1940 г.). Всем 15 седовцам присвоено звание Героя Советского Союза. ![]() ![]() ![]() |